БЛОГ

Рутокен

Что такое Рутокен Lite

Устройства Рутокен Lite — это защищенные носители закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота. На ключевом носителе Рутокен Lite можно хранить секретные ключи или цифровые идентификаторы и считывать их при необходимости по предъявлении пользователем PIN-кода.

Рутокен Lite обеспечивает двухфакторную аутентификацию в компьютерных системах безопасного использования квалифицированной электронной подписи и защиту от несанкционированного доступа. Для успешной аутентификации требуется выполнение двух условий: знание пользователем уникального пароля — PIN-кода и обладание им уникальным предметом — самим устройством. Это обеспечивает гораздо более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционным доступом по паролю.
Простота и удобство

Многие программные и аппаратные СКЗИ, а также другие приложения в области информационной безопасности не предусматривают использования криптографических возможностей современных токенов. Однако при этом нуждаются в защищенных средствах для хранения ключевой информации. Такие средства хранения должны быть существенно надежнее и безопаснее флэшек или реестра Windows, но экономичнее токенов с полным набором криптографических возможностей. В данном случае кроме безопасности пользователям важны надежность носителя и простота в установке и настройке.

Электронные идентификаторы обычно используются в комплексе с соответствующими программно-аппаратными средствами. Рутокен Lite поддерживает основные промышленные стандарты, что позволяет без труда использовать его в уже существующих системах информационной безопасности.

Для работы с Рутокен Lite используется CCID драйвер, уже входящий в состав современных операционных систем, а также не требуется установка какого-либо дополнительного программного обеспечения, кроме тех СКЗИ и приложений, которые должны с ним работать.
C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года. До 1 июля 2021 года им необходимо переаккредитоваться. Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 1 июля получить квалифицированную электронную подпись можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России.

Сделать это смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:

  1. Удостоверяющий центр ФНС России бесплатно выдает квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
  2. Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
  3. Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговыйорган и пройти процедуру идентификации.
  4. Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Это необходимо для обеспечения конфиденциальности ключей электронной подписи пользователя, исключения риска их компрометации и использования без ведома владельца. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.

Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиесяносители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.

Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные в рамках «пилотного» выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России, могут обращаться в Службу технической поддержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.

С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

ФНС напоминает, что с 1 января 2022 года вступают в силу следующие ограничения:

  1. Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
  2. Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
  3. Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить вкоммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.

Купить Рутокен с сертификатом ФСТЭК для получения бесплатной ЭЦП в налоговой.

Приобрести защищенный носитель Рутокен lite можно на нашем сайте или в офисе по адресу: Московская область, городской округ Истра, г. Истра, ул. Главного Конструктора В.И. Адасько, д. 9, оф. 13
Made on
Tilda