Что такое Рутокен Lite
Устройства Рутокен Lite — это защищенные носители закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота. На ключевом носителе Рутокен Lite можно хранить секретные ключи или цифровые идентификаторы и считывать их при необходимости по предъявлении пользователем PIN-кода.
Рутокен Lite обеспечивает двухфакторную аутентификацию в компьютерных системах безопасного использования квалифицированной электронной подписи и защиту от несанкционированного доступа. Для успешной аутентификации требуется выполнение двух условий: знание пользователем уникального пароля — PIN-кода и обладание им уникальным предметом — самим устройством. Это обеспечивает гораздо более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционным доступом по паролю.
Рутокен Lite обеспечивает двухфакторную аутентификацию в компьютерных системах безопасного использования квалифицированной электронной подписи и защиту от несанкционированного доступа. Для успешной аутентификации требуется выполнение двух условий: знание пользователем уникального пароля — PIN-кода и обладание им уникальным предметом — самим устройством. Это обеспечивает гораздо более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционным доступом по паролю.
Простота и удобство
Многие программные и аппаратные СКЗИ, а также другие приложения в области информационной безопасности не предусматривают использования криптографических возможностей современных токенов. Однако при этом нуждаются в защищенных средствах для хранения ключевой информации. Такие средства хранения должны быть существенно надежнее и безопаснее флэшек или реестра Windows, но экономичнее токенов с полным набором криптографических возможностей. В данном случае кроме безопасности пользователям важны надежность носителя и простота в установке и настройке.
Электронные идентификаторы обычно используются в комплексе с соответствующими программно-аппаратными средствами. Рутокен Lite поддерживает основные промышленные стандарты, что позволяет без труда использовать его в уже существующих системах информационной безопасности.
Для работы с Рутокен Lite используется CCID драйвер, уже входящий в состав современных операционных систем, а также не требуется установка какого-либо дополнительного программного обеспечения, кроме тех СКЗИ и приложений, которые должны с ним работать.
Многие программные и аппаратные СКЗИ, а также другие приложения в области информационной безопасности не предусматривают использования криптографических возможностей современных токенов. Однако при этом нуждаются в защищенных средствах для хранения ключевой информации. Такие средства хранения должны быть существенно надежнее и безопаснее флэшек или реестра Windows, но экономичнее токенов с полным набором криптографических возможностей. В данном случае кроме безопасности пользователям важны надежность носителя и простота в установке и настройке.
Электронные идентификаторы обычно используются в комплексе с соответствующими программно-аппаратными средствами. Рутокен Lite поддерживает основные промышленные стандарты, что позволяет без труда использовать его в уже существующих системах информационной безопасности.
Для работы с Рутокен Lite используется CCID драйвер, уже входящий в состав современных операционных систем, а также не требуется установка какого-либо дополнительного программного обеспечения, кроме тех СКЗИ и приложений, которые должны с ним работать.

C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года. До 1 июля 2021 года им необходимо переаккредитоваться. Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 1 июля получить квалифицированную электронную подпись можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России.
Сделать это смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиесяносители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные в рамках «пилотного» выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России, могут обращаться в Службу технической поддержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.
С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».
ФНС напоминает, что с 1 января 2022 года вступают в силу следующие ограничения:
Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года. До 1 июля 2021 года им необходимо переаккредитоваться. Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 1 июля получить квалифицированную электронную подпись можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России.
Сделать это смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:
- Удостоверяющий центр ФНС России бесплатно выдает квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
- Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
- Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговыйорган и пройти процедуру идентификации.
- Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Это необходимо для обеспечения конфиденциальности ключей электронной подписи пользователя, исключения риска их компрометации и использования без ведома владельца. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиесяносители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные в рамках «пилотного» выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России, могут обращаться в Службу технической поддержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.
С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».
ФНС напоминает, что с 1 января 2022 года вступают в силу следующие ограничения:
- Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
- Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
- Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить вкоммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
Купить Рутокен с сертификатом ФСТЭК для получения бесплатной ЭЦП в налоговой.
Приобрести защищенный носитель Рутокен lite можно на нашем сайте или в офисе по адресу: Московская область, городской округ Истра, г. Истра, ул. Главного Конструктора В.И. Адасько, д. 9, оф. 13